Порода лошадей русский тяжеловоз описание фото отзывы - Цветочный вернисаж
Flowernisage.ru

Цветочный вернисаж
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порода лошадей русский тяжеловоз описание фото отзывы

Лошади-тяжеловозы: краткое описание, содержания, фото

Издавна лошади-тяжеловозы были незаменимыми помощниками крестьян в их нелегком труде. На настоящий момент в сельском хозяйстве такие животные используются, конечно же, очень редко. Однако как разновидность животные этих пород сохранились, безусловно, и до наших дней.

История тяжеловоза

Выводить этих интересных лошадей начали в Европе, еще в Средние века. Боевое снаряжение у рыцарей в те времена, как известно, было очень тяжелым. И для передвижения воинов требовались, соответственно, выносливые и сильные лошади.

Первые тяжеловозы были очень крупными. Рост их в холке мог достигать двух метров, а вес — более тонны. Однако такие лошади, к сожалению, не отличались высокой скоростью передвижения и особой выносливостью. Лишь несколько позднее были выведены породы, не такие крупные, но гораздо более скоростные, неприхотливые и способные к прыжкам.

Разводились лошади-тяжеловозы в Европе и после окончания крестовых походов и рыцарских войн. Потомки таких животных в этой части света сохранились и до наших дней. Ведут свою родословную от средневековых лошадей этой разновидности современные тяжеловозы следующих пород:

  • французские першероны;
  • бельгийские брабансоны;
  • английские шайры.

Именно на основе этих трех европейцев были выведены и все разводимые сегодня в мире породы тяжеловозов.

История лошадей в России

Несмотря на то, что потребность в тяжеловозах в нашей стране до революции была достаточно большой, целенаправленная селекция с ними у нас долгое время не велась.

Собственно выносливых рабочих лошадей в России начали выводить еще во времена Ивана Грозного. Однако селекционная работа с ними характеризовалась бессистемностью, и собственно пород у нас в стране в те времена не выводилось. Лошади-тяжеловозы в России долгое время попросту не существовали как разновидность.

Несколько больше внимания у нас в стране таким животным начали уделять лишь в конце XIX века. В то время в Россию были завезены тяжеловозы из Европы для скрещивания с отечественными рабочими кобылами. В результате было выведено несколько очень выносливых и сильных помесей. Также была получена первая настоящая отечественная сформировавшаяся порода — русский тяжеловоз.

Тяжелоупряжные кони в СССР

По-настоящему масштабная работа по выведению таких лошадей в России началась уже после революции. В то время сельское хозяйство молодой страны остро нуждалось в дешевой тягловой силе, что стало хорошим стимулом для проведения масштабных селекционных работ. Так, к примеру, после революции у нас в стране были выведены две популярные и поныне, а также известные в мире разновидности — владимирский и советский тяжеловоз. Эти породы лошадей разводятся в России по сей день.

Русский тяжеловоз: описание

Эта порода, выведенная еще в XIX веке, остается самой распространенной у нас в стране и в наши дни. Основными отличительными особенностями русского тяжеловоза являются:

  • приземистость — максимальный рост в холке этих лошадей — 150 см;
  • широкая холка и развитая грудь;
  • небольшая голова на длинной шее;
  • густой хвост и грива.

Выведена порода лошадей русский тяжеловоз была еще до революции, но окончательно сформировалась она только в 50-х годах прошлого века. Получены эти животные были путем скрещивания отечественных рабочих кобыл с бельгийскими тяжелоупряжными жеребцами.

Несмотря на приземистость, лошади этой породы отличаются большой силой и выносливостью. Также эти кони абсолютно не прихотливы в плане условий содержания.

Владимирский тяжеловоз: история породы

Родиной этой популярной ныне породы является Гаврилов Посад. История лошади владимирского тяжеловоза началась в 1886 году — после создания в этом населенном пункте государственной заводской конюшни. Для выведения новой отечественной породы в Гаврилов Посад в те времена были привезены першероны, ардены и суффолки.

В XX веке при создании новой лошади-тяжеловоза на царском заводе использовались также шайры и клейдесдали. В результате специалистами конюшен было выведено несколько очень неплохих помесей. Однако селекционная работа по созданию новых пород в Гавриловом Посаде в те времена, к сожалению, отличалась хаотичностью.

Исправлена эта ситуация была только в советское время — в 30-х годах прошлого века. Тогда на базе царского завода в Гавриловом Посаде был создан госплемрассадник. Его специалисты позднее провели масштабную работу по систематизации и отбору лучших помесей царского завода. В результате через несколько лет была получена новая порода, названная владимирским тяжеловозом. Зарегистрирована она официально была в 1946 году.

Общее описание

На настоящий момент именно эти животные считаются лучшей отечественной лошадью-тяжеловозом. Владимирскую породу, помимо всего прочего, отличают следующие признаки:

  • высота в холке — 165-167 см;
  • обхват груди — 198 см;
  • вес жеребцов — 780 кг, кобыл — 585 кг;
  • крупная голова и мощная шея;
  • костистые крепкие ноги с правильной постановкой;
  • короткая и густая, почти «плюшевая» шерсть.

Самой распространенной мастью владимирских тяжеловозов является гнедая. Но встречаются также рыжие и вороные. Фото лошадей-тяжеловозов этой породы, представленное ниже. Их стать и великолепный экстерьер лучше продемонстрировать наглядно.

Владимирские тяжеловозы, помимо всего прочего, отличаются выносливостью и огромной силой. За 5 минут эти лошади способны преодолеть расстояние в 2 км с грузом в 1,5 тонны. Работать эти животные могут в самых нелегких условиях — в дождь, жару, снег. К тому же владимирский тяжеловоз — порода лошадей, отличающаяся достаточно покладистым и послушным характером.

Советский тяжеловоз

Эти кони были выведены путем скрещивания отечественных рабочих кобыл с бельгийскими брабансонами. Официально порода лошадей советский тяжеловоз был зарегистрирована в 1952 году. Одной из ее особенностей является то, что она, помимо отличных рабочих качеств, характеризуется еще и высокой степенью молочности.

Выведением этой породы занимались в СССР когда-то конезаводы Мордовский и Починковский. Поэтому на настоящий момент имеется два основных типа советского тяжеловоза. Починковские животные характеризуются в первую очередь очень крупным телосложением. Мордовские лошади имеют несколько более компактный и сухой костяк.

Узнать советского тяжеловоза можно по:

  • крепкой короткой шее и голове средних размеров;
  • выразительным мышцам щек и широким ноздрям;
  • прямостоящим небольшим ушам;
  • массивным задним конечностям.

Средний вес жеребцов советской породы составляет 900 кг, кобыл — 700 кг. В холке эти животные достигают высоты обычно в 1,5-1,7 м. Ниже можно увидеть фото лошадей-тяжеловозов именно этой породы.

Першероны: общее описание

Отечественные породы тяжеловозов отличаются на самом деле впечатляющим экстерьером и превосходными рабочими характеристиками. Однако выводились российские кони этой разновидности, как уже упоминалось, на основе иностранных производителей. Таким образом были получены лошади русские тяжеловозы, владимирские, советские.

Использовались для выведения отечественных пород, конечно же, только самые лучшие зарубежные разновидности. Завезен когда-то в Россию с этой целью был и знаменитый французский тяжеловоз першерон. Эта огромная лошадь издавна была гордостью Нормандии и является на данный момент одной из самых старых пород на планете. Учеными было выяснено, что предки этих животных принимали участие еще в военных походах Юлия Цезаря.

Сам процесс выведения першеронов до сих пор, к сожалению, мало изучен. Точно известно лишь то, что порода эта создавалась с участием арабских скакунов. Особенностями першеронов, помимо всего прочего, являются:

  • высота в холке до 170 см и обхват груди до 200 см;
  • выразительная голова с выпуклым лбом;
  • мускулистая шея и круп;
  • красивая грива и хвост.

Масть у этих коней чаще всего серая или вороная. Но встречаются также чалые или рыжие першероны.

К плюсам этой породы, помимо всего прочего, относят спокойный нрав, терпеливость и неприхотливость в уходе. Также достоинством этих животных считается хорошая обучаемость.

Порода лошадей-тяжеловозов брабансоны: описание

Эти кони, как и все описанные выше, безусловно, являются очень выносливыми и сильными. В Европе этих лошадей-брабансонов до сих пор используют при выпасе КРС и МРС, а также на лесопилках. Отличительными особенностями этих животных являются:

  • рост до 170 см;
  • голова небольших размеров;
  • маленькие прямостоячие уши;
  • большие ноздри;
  • тяжелые копыта;
  • сухие мускулистые ноги с тяжелым верхом;
  • густая шерсть с подшерстком.

В настоящий момент разводится три линии лошадей-брабансонов: гнедые Gros de la Dendre, чалые Greys of Hainault, а также Collosses de la Mwhaigne, отличающиеся очень крепкими ногами.

В процессе выведения этой породы в качестве производителей отбирались только самые кроткие и добрые жеребцы. Поэтому брабансоны отличаются, помимо всего прочего, очень покладистым и добрым нравом. Также к плюсам этих лошадей относят способность быстро реагировать на речь человека. Хлыст при работе с такими животными применяется крайне редко.

Кони английские шайры

Эта порода тяжеловозов сегодня считается самой престижной в мире. Издавна таких лошадей использовали в военных походах. На настоящий момент английские шайры являются самым высоким и мощным на планете тяжеловозами. Рекордный рост таких животных в холке составляет 2,2 м. Весить эти лошади могут до 1200 кг. У некоторых же жеребцов этот показатель доходит и до 1500 кг. Также отличительными особенностями этих лошадей являются:

  • крупная голова;
  • большие глаза и ноздри;
  • бочкообразное туловище;
  • длинная мощная шея и мускулистый круп;
  • сильные ноги с широкими копытами.

Масть этих лошадей может быть практически любой. Встречаются гнедые, вороные, серые, чалые кони этой породы. Отличительной же особенностью всех шайров являются белые чулочки на задних ногах и залысины за ушами.

Условия содержания тяжеловозов

Пород коней этой разновидности на настоящий момент имеется довольно-таки много. Все они, безусловно, отличаются просто превосходными рабочими качествами. Но породы лошадей русский тяжеловоз, владимирский, советский, першероны, брабансоны и шайры в мире, безусловно, являются самими популярными. Одним из несомненных их достоинств является неприхотливость и выносливость. Однако тяжеловозы, как и обычные лошади, конечно же, нуждаются в том числе и в хорошем уходе.

Технология содержания таких животных практически ничем не отличается от методики разведения простых скаковых и рабочих лошадей. Единственное — животные этой разновидности обычно потребляют немного больше пищи. В большинстве случаев тяжеловозам дают в день 1,5 нормы корма обычной лошади.

Читать еще:  Картофель ред скарлет описание сорта фото отзывы

То помещение, в котором содержатся эти лошади, должно быть достаточно теплым и хорошо вентилируемым. Наличия сквозняков в конюшне с лошадьми-тяжеловозами допускать нельзя. Поскольку эти животны массивные, им обычно дают достаточно много кормов, содержащих большое количество протеинов.

На тяжелых работах такие лошади сегодня используются редко. Однако подвергать их физическим нагрузкам время от времени все-таки обязательно нужно. Постоянно в конюшнях тяжеловозов держать нельзя. Обязательным условием правильного ухода за такими лошадьми являются ежедневные прогулки.

Описание породы лошадей Русский тяжеловоз

В настоящее время насчитывается огромное количество различных пород лошадей (около 200). Каждая из них имеет свои отличительные особенности: внешний вид, характер, предназначение и т.д. Сегодня вы узнаете много интересного о такой замечательной разновидности непарнокопытных, как Русский тяжеловоз, и поймете, почему эту породу называют сказочной.

История возникновения породы

Не секрет, что люди задумывались о приручении диких животных еще несколько веков назад. Важной задачей лошадей была помощь в сельском хозяйстве (вспашка полей, перевоз продукции на большие расстояния и т.д.). Исходя из поставленной цели, было решено селекционным путем вывести породу скакунов, подготовленную к нагрузкам. Основой неспроста была выбрана бельгийская порода — ардены. Почему? Да потому, что эти лошади были неприхотливы в еде и условиях содержания, уже использовались как мелкие тяжеловозы в Бельгии и быстро двигались по любой местности (ведь их ареал обитания — горы).

В начале прошлого столетия Россию заполонил этот тип скакунов. Их стали разводить и, чтобы улучшить количество поголовья, скрещивать с другими упряжными разновидностями (как правило для этого отбирались Барбансоны). Но порода лошадей Русский тяжеловоз не могла появиться просто так. И это верно, ведь процесс создания нового вида длится довольно долго (несколько десятков лет отбирались наиболее сильные, красивые лошади, прошедшие естественный отбор).

Плюс, несомненный вклад в становление нового представителя непарнокопытных вынесли Бельгийцы, стремящиеся получить некрупную особь, способную к долгожительству и не требующую колоссальных затрат на собственное существование. Результатом племенной работы с видоизменными арденами стало обособление такой новой породы, как Русский тяжеловоз (это название было предложено Министерством сельского хозяйства СССР в 1952 г.).

Стоит отметить, что работа по улучшению этой разновидности лошади не прекращается до сих пор.

Внешний вид и параметры представителей

Лошадей породы Русский тяжеловоз легко отличить от других представителей по следующим признакам:

  • средние размеры (высота в холке — до 150 см, пясть — около 21 см);
  • широкий лоб;
  • мускулистая шея;
  • мощные грива и хвост (густая шевелюра);
  • длинные волоски на коротких, мускулистых конечностях (ниже скакательного сустава);
  • длинная спина с ровной поясницей;
  • широкая холка.

Если говорить о небольших размерах особей, то неприлично будет не ответить на вопрос: «Сколько весит лошадь?». Кони со следующими параметрами: рост — 153 см, длина — 166-205 см — и обхватом пясти в 24 см могут достигать 600-700 кг, а вот зрелые кобылы значительно меньше по размеру (150 см — рост, до 198 см — длина и около 21 см — обхват пясти) и весят порядка 580-650 кг.

Молодые лошади достигают вышеуказанных размеров примерно к 3-м годам, однако уже в год их параметры отличаются от стандартов взрослых коней и кобыл всего на 5%.

В настоящее время известно несколько разновидностей представителей породы Русский тяжеловоз:

  • Советский (Уральский) тип. Эти кони и кобылы имеют более длинные конечности с густющим и длиннющим волосяным покровом.
  • Массивные тип (более мощные кони).
  • Ново-алексеевский тип. Кобыла этой категории — нечто среднее между двумя рассмотренными ранее вариантами (чуть мощнее Советских, но меньше Массивных).

Фото таких лошадей, как Русский тяжеловоз можно найти не только в интернете, но и в любимых детьми Русских народных сказках.

Нрав русских тяжеловозов

Не стоит скрывать, что визитной карточкой породы являются доброта и покорность владельцу.

Исходя из этого, можно смело заявить, что подобные кони будут не только отличными трудягами, но и послушными извозчиками.

Что касается отношений с владельцем, то лошади легко приспосабливаются к манере работы конюха. Однако не стоит пренебрегать правилами безопасности при нахождении в непосредственной близости от животного, ведь лошадка может и взбрыкнуть в ответ на грубость, проявив инстинкт самосохранения.

Содержание и разведение

Как уже было сказано неоднократно: «лошадь породы Русский тяжеловоз отлично приспосабливается к самым разнообразным условиям обитания (исключением в таких случаях могут стать лишь районы Крайнего Севера и болотистые местности), следовательно, их содержание не доставит хлопот фермеру».

Важно знать, что при достаточном питании кобыла способна давать потомство на протяжении почти четверти столетия (а это отличный показатель, благодаря которому порода получила отличие в области продуктивности). Все дело в том, что новорожденный жеребенок не отличается малыми размерами, а наоборот, крупноват (весит примерно 250 кг) и растет как на дрожжах. Чтобы прокормить дитя, кобыле необходимо вырабатывать большое количество молока, а для этого — получать самой полноценное питание и обильное питье.

Что касается питания, то здесь каких-либо указаний не будет, но будет дано несколько советов:

  • В период холодов рацион желательно обогащать злаками, бобовыми.
  • Летом нужны сочные, а главное — луговые травы.

Если фермер готов тратить на содержание коня приличные суммы, то он может приобретать специальный витаминизированный корм, в противном случае достаточно сена, свежескошенной травы, злаков, овощей (такая лошадка очень любит морковь и свеклу). Получается, что прокормить тяжеловоза под силу даже крестьянину.

Использование коней породы Русский тяжеловоз

Исходя из рассмотренных ранее признаков, можно указать следующие ключевые области, в которых может быть использована порода:

  1. Коневодство. Высокая молочная производительность (около 3 т молока в год) позволяет фермерам заниматься изготовлением кумыса и очень дорогого, редкого сырного продукта и даже детских смесей. Для осуществления этой задумки придется приобрести достаточное количество кобыл зрелого возраста. К сожалению, молочная продуктивность — не единственная причина разведения непарнокопытных. Второй считается реализация мяса.
  2. Туризм и досуг. Так как порода довольно вынослива, ей под силу преодоление больших расстояний по местности с самым разнообразным рельефом. Доброта и ласка подрастающего поколения позволяют использовать животных в качестве извозчиков не только для взрослых, но и для детей. Плюс, от фото с красавцем мало кто откажется, а это значит, что при своевременном уходе за гривой скакуна вы можете стать владельцем объекта восхищения. Важно: кони очень любят сахар, поэтому, предложив ему хрустящий кусочек, можно легко втереться в доверие. Но использовать сладости можно только как угощение, в противном случае велика вероятность развития смертельных заболеваний.
  3. Сельское хозяйство. Естественно, ведь именно это и было основанной целью создания породы. Не нужно торопиться подключать к работе молодняк (жеребенок должен окрепнуть, наиграться, а главное — научиться азам у взрослого поколения).

Русский тяжеловоз — необыкновенная порода лошадей, славящаяся выносливостью, податливым характером и неприхотливостью к еде и условиям обитания. В настоящее время подобных питомцев чаще можно встретить на различных соревнования, нежели в фермерских угодьях.

Русский тяжеловоз — порода лошади

Рост лошади — 150-153 см.

Масть — рыжая в основной массе, редко вороная и рыже-чалая, белые отметины на ногах и морде обязательны.

Экстерьер — самый невысокий тяжеловоз из отечественных. Длинная морда, достаточно сухая, шея очень широкая, мощная, плечи спрямленные, мышечный корпус размещается на невысоких ногах, ноги толстые, крепкие, устойчивые, копыто широкое, оброслость гривы, челки, хвоста и щеток выраженная.

Краткое описание породы

Отличительные преимущества русских тяжеловозов — абсолютная неприхотливость в условиях содержания и корме, долговечная служба на благо человека, высокая продуктивность лошади. Последний указанный параметр касается выработки молочной продукции. Кобылы данной породы дают большой объем молока, из которого производятся редкие сорта сыра. Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях. Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.

Эффектная внешность и высокая трудоспособность лошади делает ее незаменимой в хозяйствовании и фермерстве. Сегодня лошадей породы Русский тяжеловоз подразделяют на три подвида:

  1. Уральский тип лошади, который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
  2. Массивный тип лошадей, которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
  3. Новоалексеевский тип лошади, схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.

Визитная карточка коня данной породы — непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.

История породы

Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах. На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения. Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.

Россияне оценили по достоинству таких неприхотливых лошадей, на момент 1904 года около 376 ферм занялись разведением арденов. Самые масштабные коннозаводства — Хреновский и Деркульский заводы. Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей. А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.

Читать еще:  Деготь от проволочника в огороде

Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества. Проходящая в Париже мировая выставка в 1900 году не прошла бесследно для этих лошадей, арденов выделили, как достойных рабочих самобытных лошадей. В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного завода.

В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь — бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.

Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.

Выведенное поголовье новых лошадей значительно отличалось от ранее привычных русскому народу арденов. По наступлению 1952 года Министерство сельского хозяйства Советского союза выдало установление, где говорилось о том ,что породу стоит обозначить наименованием — Русский тяжеловоз .

Образ жизни в природе

Для того чтобы найти подход к такой лошади, нужно знать его основные черты характера, требования к содержанию и уходу, а также предпочтения в корме.

Характер и повадки

Натура русского тяжеловоза проста — небывалая выносливость, признание и покорность человеку, высокий показатель подвижности и энергичности. Благодаря таким характеристикам лошадь идеальна в сельхоз работах. Спокойная и уравновешенная лошадь быстро привыкает к новому владельцу, адаптируется к любым условиям жизни в пределах разумного и быстро вписывается в рабочий график. Но если что-то пошло не так, лошадь может проявить свой характер, слегка взбрыкнув.

Разведение и содержание

Если на ферме содержится около 100 кобыл русского тяжеловоза,на них приходится около 85% выводка жеребят. К тому же одна кобыла способна выводить потомство 20-25 лет. Разводятся и содержатся кобылы с жеребцами на деревенских фермах, где животные проходят тренировочные занятия и демонстрируют свои умения. После чего заводчик легко отбирает самых трудоспособных жеребцов и перспективных кобылиц.

Лошади считаются скороспелыми производителями, уже на момент 1,5 года жеребец достигает полный рост в холке, сравнимый со взрослой особью. В этом возрасте 75% жеребцов также набирают нужную массу тела. И уже на момент трехлетия они прекращают расти. Лошади достаточно будет свободного вольера под открытым небом в виде шатра.

Питание

Несмотря на неприхотливость и легкую адаптацию к погодным условиям, русские тяжеловозы нуждаются в обильном питье. В качестве корма подойдет любая растительность, которую предпочитают другие лошади. Тяжеловозы будут рады любому корму, несмотря на его дороговизну и ценность. Это может быть свежая трава, сено, твердые корма и злаки. Подкармливать лошадей для поддержания энергичности и работоспособности можно концентрированными кормами, витаминами и минералами. Лошади любят морковь, свеклу и сахар, чем часто поощряют животных.

Применение русских тяжеловозов

Последние годы русских тяжеловозов массово закупают частные фермеры, стремящиеся вести племенное развитие породы. За счет высокой продуктивности кобыл этой породы, многие фермерства занимаются производством кумыса и редких сортов сыра. В данном случае владельцы содержат большое количество кобылиц, которые за счет полноценного питания дают достойное потомство и проявляют заботу о своем выводке.

Многие конезаводы владеют лошадьми породы Русский тяжеловоз ради мяса, а также большого объема молока. Одна полноценная кобыла за год способна выдавать около 3 тонн молока во время лактации. Как показывает практика, такие показатели удоя демонстрируют все кобылы разных пород тяжеловозов.

Русский тяжеловоз идеально подходит для туристического бизнеса, так как эти лошади демонстрируют выносливость, добронравие и крепость. Лошади катают верхом на себе детей и взрослых без отдыха полдня, особенно после сладких угощений в качестве поощрений.

Интересные факты

  1. Русский тяжеловоз признан самым крупным тяжело-упряжным конем среди прочих своих собратьев.
  2. Самые ценные представители породы Русский тяжеловоз находятся в заводе Куединском в Пермской области, Вологодском заводе, а также на заводе Мстиславском, что в Белоруссии.
  3. Несмотря на то, что лошадь именуется русской, выведением ее занимались коневоды на территории Украины в том числе.
  4. Сегодня существуют два типа выведения русского тяжеловоза — уральский и украинский тип, от каждого идут дополнительные линии.
  5. Русский тяжеловоз активно принимает участие в улучшении других пород лошадей.

Фотогаллерея

Обычный русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз в зелени

Огромный Русский тяжеловоз

Сколько стоит русский тяжик

Прежде чем приступать к покупке жеребца породы Русский тяжеловоз, следует выбрать опытного заводчика, который длительное время занимается такими лошадьми. Только в такой ситуации покупатель может не переживать по поводу состояния здоровья и чистокровности лошади соответственно стандартам.

Самый популярный по продажам русских тяжеловозов считается Прилепский племенной конезавод, на протяжении нескольких десятков лет там занимаются выводком настоящих тяжеловозов. Получить животное по выгодной цене можно в случае ликвидации племени. Как показывает практика, в таких ситуациях лошадей продавали за 1-1,5 тысячи американских долларов. Выбирая поставщика лошадей, немаловажную роль играет место расположения и отдаленность фермы или завода от проживания заказчика.

Русский тяжеловоз сегодня

На текущее время практически все конезаводы переживают сложные времена, многие из них просто становятся банкротами и вынуждены распродавать лошадей за бесценок. Вообще тяжеловозы неприхотливые животные, продающиеся за среднюю стоимость, которая многим людям будет вполне по карману. За счет этого при Советском Союзе разведение такого бизнеса подкреплялось государственной поддержкой. К сожалению, нынешние частники могут рассчитывать только на самообеспечение.

Из-за нехватки средств на поддержание фермерства многие коннозаводства теряют уровень технической базы, сокращая поголовье до минимума. Нехватка корма сказывает на размерах, молодняк растет с меньшим ростом и слабыми характеристиками. На сегодня статистика демонстрирует сокращение поголовья русских тяжеловозов в 3,5 раза. И только при помощи энтузиастов кое-как поддерживается племенная работа по сохранность породы.

Русский силач с добрым нравом: порода русских тяжеловозов

Трудно представить крестьянскую жизнь без верного рабочего коня: то землю вспахать, то воды на поля привезти, то в лес за дровами отправиться. И хотя многие могут сказать, мол, всю эту работу можно сделать и на машинах, поверьте, без лошадиной силы в селе никак. Не удивительно, что и в 21-м веке русский тяжеловоз все также популярен на просторах от Сибири и до Кавказа. И хотя он немного уступает в размерах и мощи зарубежным «тяжам», для нашего крестьянина это идеальный помощник – выносливый, неприхотливый и покладистый в любой работе.

Видео «Суровые артемовские кони»

Особенности породы

Русский тяжеловоз и в наше время широко распространенная и популярная в нашей стране тяжелоупряжная лошадь. Она выводилась в качестве универсальной породы для использования как в сельском хозяйстве, так и в племенной работе. Неплохим успехом пользуется порода и в продуктивном животноводстве.

Однако в последние десятилетия эти лошади терпят трудные времена. Экономическая ситуация, недостаток кадров, нехватка финансирования и несовершенные условия содержания привели к тому, что поголовье животных сократилось почти в 3,5 раза. Да и согласитесь, спрос на тяжелых коней сегодня не так велик, как лет двадцать-тридцать назад. Однако это не мешает оставаться русским тяжеловозам в числе самых любимых отечественных рабочих пород.

Отечественные конезаводы и племенные конефермы обладают огромным и ценным генофондом породы, а сами русские тяжеловозы считаются великим достижением русского коневодства. Наряду с владимирским и советским тяжеловозом, эта порода используется и за рубежом. В числе ее преимуществ помимо универсальности использования, также превосходная выносливость и неприхотливость в содержании. О каждом плюсе этой породы поговорим более подробно.

История происхождения

Около полутора века назад на территорию России начали завозить из Бельгии арденов. Именно эти мелкие тяжеловозные лошади тогда стали основой для выведения русского «брата». Однако, глядя на тогдашних неказистых и дисгармоничных арденов, трудно представить, что в современных русских конях-богатырях течет их кровь. Однако на то время отечественных коневодов привлекла именно неприхотливость к условиям содержания и достаточно высокая подвижность. Как раз эти качества очень важны для местных русских лошадей.

Систематическая селекционная работа началась в 1860-х годах. Главное племенное ядро было сформировано в Петровской академии (теперь Московская Сельскохозяйственная Академия имени К. А. Тимирязева) на украинских и русских жеребцах. Позже к имеющимся арденам приливали кровь брабансонов, и уже в 1900-м году на Парижской выставке был представлен улучшенный тип породы. Бурый жеребец Каравай из Хреновского конного завода получил золотую медаль и звание «русский арден». Это был лучший на то время прародитель современной породы русских тяжеловозов.

Затем была Первая мировая и гражданская война, которая нанесла урон отечественному коневодству. На оставшихся русских арденах коневоды решили создать еще более улучшенный тип некрупной, но экономически выгодный сельскохозяйственной лошади. К 1937 году была создана независимая порода. Однако получившиеся кони отличались слишком низким ростом – не более 143 см в холке. Поэтому селекционная работа продолжилась еще до 1952 года путем воспроизводства лошадей с достаточно большим ростом. Этот же год и стал официальным годом рождения породы.

Экстерьер

Первое, что отличает русского тяжеловоза от остальных пород тяжелоупряжных лошадей – это небольшой размер. Как видно на фото, эти кони среднего роста, но с выраженным упряжным типом телосложения. Корпус длинный и массивный, крепкие костистые ноги, прочный мускулистый круп и массивная шея.

Если рассматривать экстерьер русских тяжей более подробно, то стоит отметить сухую легкую, но широколобую голову. Шея мускулистая с красивым характерным русским лошадям изгибом. Также у них широкая холка, мягкая спина, широкий раздвоенный несколько свислый круп. Особую силу придает этим лошадям широкая бочкообразная грудь и широкий постав передних ног. Грива и хвост у коней густая, но не очень длинные. Среди окрасов у русских тяжеловозов чаще всего встречается бурая и рыжая, реже чалая, гнедая и вороная масть.

Читать еще:  Куры синь синь дянь фото и описание

Важная черта породы – скороспелость. Уже к полутора годам жеребцы достигают более 95% общего веса и к трем годам полностью заканчивают рост. Это позволяет достаточно рано привлекать коней к работе и к разведению.

Характер

По темпераменту русские тяжеловозы достойны звания богатырских коней. Они энергичные, добронравные и очень уравновешенные, что важно для тяжелой лошади. С таким работягой можно легко выполнять практически любые сельскохозяйственные работы. Лошади неприхотливые, хорошо привыкают к дому и хозяину, легко обучаются работе в упряжи и даже под седлом. В последнем случае на шагу и рыси тяжеловозы хорошо «держат тело» и красивую осанку.

Порода лошадей русский тяжеловоз славится своим добрым нравом, спокойным и безотказным характером. В такой лошади можно быть уверенным настолько, что ее управление можно доверить даже ребенку.

Особенности разведения

Крепость конституции, отменная работоспособность, гармоничность телосложения и прекрасный характер – эти все замечательные качества русских тяжеловозов являются результатом долгой и упорной селекционной работы. Очень важную роль в этом сыграл Всесоюзный научно-исследовательскому институту коневодства. Начиная с 50-х годов прошлого века здесь проходили очень сложные работы по усовершенствованию и улучшению рабочих качеств лошадей. Здесь же была разработана и внедрена в практику система тренинга и испытания тяжеловозов. А регулярные испытания – это одна из главных задач племенной работы.

Основная племенная работа с русскими тяжеловозами основывается на разведение коней «в чистоте» по основным линиям. Основу генеалогического древа породы сложили два жеребца: Караул и Ларчик. Сегодня продолжается развитие их линий, но также делается упор на выведение новых. В частности, делается акцент на укрупненный тип ростом выше 155 см в холке.

Использование

Если правильно оценить возможность русского тяжеловоза, то по работоспособности он не уступает небольшому трактору. Но вот по экономичности значительно его превосходит. Так русская тяжеловозная порода успешно может использоваться на таких работах, как вспашка земли, транспортные грузовые роботы, обслуживание ферм. При этом отменную работоспособность при хорошем уходе эти работяги сохраняют до 25 лет.

Обладая хорошими экстерьерными качествами, эти богатыри также успешно используются в племенной работе – для улучшения многих местных упряжных пород. Не стоит забывать и такую отрасль, как продуктивное коневодство, где русские конематки преуспевают в молочном производстве. На кумысных фермах кобылицы за период лактации, а это около 236 дней, дают свыше 2700 литров молока. Рекорд породы принадлежит кобыле Лукошке, которая за 305 дней лактации дала более 4800 литров молока. О пользе такого продукта узнайте из видео (Мнение России).

Очень важно отметить, что русский тяжеловоз унаследовал от своих бельгийских прародителей арденов неприхотливость к условиям содержания. Этих лошадей можно успешно выращивать и использовать в любых климатических условиях. Они прекрасно работают как на равнинах, так и в горах, и могут длительное время довольствоваться подножным кормом. Свою массу в отличие от большинства тяжелоупряжных пород они хорошо набирают даже при отсутствии концентрированных кормов.

Благодаря всем этим качествам сегодня осваивается еще одна область использования русских тяжеловозов – конный туризм. На такого доброго и безотказного работягу можно посадить верхом даже неопытного всадника или ребенка.

Фотогалерея

Видео «Суровые артемовские кони»

Ни мороз, ни ветер не страшны этим скакунам. Убедиться в выносливости и неприхотливости русских коней можно на видео от Курико.

Тяжелоупряжные русские тяжеловозы — гордость страны

Русский тяжеловоз – отечественная порода тяжелоупряжных лошадей. Усилиями селекционеров в ней собраны лучшие рабочие качества европейских тяжеловозов. Именно это позволяет её представителям стабильно занимать призовые места на всевозможных выставках. Описание русских тяжеловозов и интересные факты о них – в этой статье.

Типичный представитель отечественной породы тяжелоупряжных лошадей — русских арденов.

  • 1 Краткая история селекции
  • 2 Описание
    • 2.1 Особенности экстерьера
    • 2.2 Характер и темперамент
  • 3 Содержание и разведение
  • 4 Хозяйственная ценность
  • 5 Текущее состояние породы
  • 6 Где купить?
  • 7 Резюме

Краткая история селекции

В 40-х годах XIX века из Бельгии в Россию стали завозить некрупных тяжелоупряжных лошадей – арденов. Они быстро получили распространение, хотя и имели ряд экстерьерных недостатков. В 1904 году уже более 300 российских хозяйств и конных заводов занимались разведением арденов, но в разнообразных помесях – с першеронами, брабансонами. Орловский рысак также поучаствовал в улучшении качеств русских арденов.

В результате многолинейного скрещивания порода приобрела собственные черты и заслужила признание на международных выставках. Революция 1917 года на несколько лет прервала племенную работу. Возобновилась она уже в новых условиях и завершилась только в 50-х годах XX века регистрацией породы, которую назвали русский тяжеловоз. Сегодня основная работа с ней ведётся ВНИИ коневодства.

Описание

Лошадей русских тяжеловозов трудно не узнать. Это крепко сбитые, низкопередые, мускулистые кони невысокого роста. У жеребцов-производителей высота в холке – около 1,5 м, вес – до 700 кг.

Жеребцы-производители вырастают в холке до 1,5 метров и весят до 700 кг.

Особенности экстерьера

СтатиХарактеристика
ГоловаЛёгкая, сухая, широколобая. Профиль чаще прямой, реже немного вогнутый.
УшиСтоячие, маленькие.
ШеяНедлинная, сильная. Гребень хорошо развит.
ХолкаНизкая.
СпинаШирокая, мускулистая, мягкая, длина средняя.
ПоясницаВыпуклая.
КрупСвислый, широкий и раздвоенный.
Грудная клеткаШирокая и глубокая.
КонечностиНизкие, с небольшой оброслостью, устойчивые, на широком копыте, прямые.

Русский тяжеловоз чаще имеет рыжую или рыже-чалую масть, но иногда – гнедую или гнедо-чалую. Оброслость гривы, чёлки и хвоста умеренная. Кони очень выносливы как на шагу, так и в рыси.

Характер и темперамент

Уравновешенные, покладистые, доброезжие кони. Прекрасно показывают себя в упряжи, неутомимы и активны в работе, поэтому заслужили славу идеальных работников. От предков-арденов унаследовали приспособляемость и способность легко переносить суровый климат. К новым местам и смене хозяев привыкают быстро.

По темпераменту русский тяжеловоз – лошадь энергичная, подвижная, любопытная. По наблюдениям содержавших породу фермеров, может легко пойти галопом, что для других «тяжей» нехарактерно. Иногда показывает характер, но в целом – отличный компаньон.

Представители этой породы могут легко перейти на галоп, что нехарактерно для других тяжеловозов.

«Русские ардены» переросли своих бельгийских предков и сегодня признаны самой крупной породой тяжелоупряжных лошадей.

Содержание и разведение

Большая производственная ценность русских тяжеловозов – плодовитость и долговечность. Племенные особи пригодны к разведению до двадцатипятилетнего возраста, а показатели по выходу жеребят в хорошие годы достигают 90%. Молочность ожеребившихся маток очень высокая (2700 литров за лактацию и выше).

Эти лошади чрезвычайно скороспелы. Полной зрелости достигают к трёхлетнему возрасту, но уже в 1,5 года по массе достигают 75% от зрелой особи, а по росту – 95%. Это качество позволяет рано ставить их в работу.

В содержании русские «тяжи» крайне неприхотливы. К кормам нетребовательны. Если нет концентратов, едят сено. Нет сена, жуют солому. На подножном корму набирают ту же массу, что и на концентратах. Как показывает практика бурятских заводчиков (Торейский конезавод), русские тяжеловозы способны тебеневать – добывать траву из-под снега.

Хозяйственная ценность

Область применения породы – не только тягловые работы, хотя именно здесь русские тяжеловозы показывают прекрасные результаты. Благодаря отличным экстерьерным данным и другим рабочим характеристикам, их часто применяют в качестве улучшателей (например, для низкорослых северных лошадей).

Основное применение породы — работа в качестве тягловой силы.

При скрещивании русских «тяжей» со степными лошадями получают высокопродуктивные мясные гибриды, которые при табунном выращивании на 70 кг обходят своих местных сверстников по массе.

Ещё одно перспективное направление применения породы – молочное. ВНИИ коневодства на своей кумысной ферме получает от 3 до 4 тысяч литров за лактацию.

Текущее состояние породы

Несмотря на определённую стагнацию коневодства в России, русская тяжеловозная порода лошадей по-прежнему поддерживается на высоком уровне. По данным анализа линейной структуры, проведённого кандидатом сельскохозяйственных наук Анной Борисовой в 2014 году, племенным разведением этой породы занимаются 18 хозяйств в 16 регионах.

На сегодняшний день курируется 8 линий:

  • Градуса;
  • Коварного;
  • Поденщика;
  • Свиста;
  • Рубикона;
  • Рубина;
  • Караула;
  • Капитэна.

Линия Градуса – одна из самых популярных и многочисленных. Мощные жеребцы её ветви характеризуются идеальными экстерьерными качествами, высокорослостью (до 156 см) и обхватом пясти до 24 см.

К сожалению, в последние годы сильно сократилось поголовье линии Свиста, способной конкурировать по массивности, плодовитости и рабочим качествам с потомками Градуса. Основная часть этих лошадок разводилась в Белоруссии на Мстиславском заводе. В России представители линии Свиста используются на Красноармейском конезаводе.

Ещё одно перспективное направление применения тяжеловозов — молочное.

Молоко кобыл намного лучший заменитель грудного молока, чем коровье. Сегодня в России разрабатывается сразу несколько проектов по производству детских творожков, йогуртов и сухих смесей. Это делает разведение высокомолочных русских тяжеловозов перспективным.

Где купить?

Приобрести лошадь породы русский тяжеловоз можно как в частных хозяйствах, так и на племенных заводах. Конечно, вариативность цен при этом большая. На стоимость будет влиять возраст животного и чистота породы. Лучшие русские «тяжи» класса «элит» – на Куединском и Вологодском конезаводах, и в ООО «Дружба» Свердловской области. Реализация отъёмышей в племенных хозяйствах обычно происходит в августе-сентябре по предварительным заявкам.

Резюме

Русские тяжеловозы – перспективная хозяйственная порода. В нашей стране сохранился ценный генофонд, который может позволить восстановить поголовье этих удивительных лошадей. При грамотной организации хозяйства, разведение русских «тяжей» может стать рентабельным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector